Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношения: консультация с воспитателями групп компенсирующей направленности.

Речевое дыхание как основа правильного звукопроизношения:  консультация с воспитателями групп компенсирующей направленности.



Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.

Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи. Дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дети не договаривают слова до конца и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Ускоренный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Педагоги групп на себе опробовали часть приемов и упражнений для выработки правильного речевого дыхания. 

Начать упражнения по выработке правильного речевого дыхания нужно соблюдать некоторые правила:

  • Дуем всегда плавно, не надувая щеки и не поднимая плечи, слегка вытянув губы вперед.
  • Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать - длительно и плавно.
  • По длительности упражнения короткие - не более 30 секунд непрерывной работы.
  • Нельзя играть сразу после принятия пищи.
  • Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.
  • Игры для развития речевого дыхания можно включать в различные формы организованной образовательной деятельности с детьми, а также в режимные моменты. 

Ниже приведены игровые упражнений для выработки правильного речевого в дыхания:

- дутье через соломинку в стакан с водой;

- надувание воздушных шаров;

- дутье на разноцветные вертушки;

- игры на духовых музыкальных инструментах (дудочка, флейта);

- пускание мыльных пузырей;

«Футбол» - дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.

«Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

«Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.

«Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.

«Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка.

«Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.

«Самолетики» - дуть на бумажные самолетики.

«Берлога» - раздуть снег из пенопласта.

«Лодочки» - дуть на лодочки, которые плавают в воде.

«Снежинка» - дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке.

«Пушинка» - дуть на кусочек ватки....