Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.
Подготовка к обучению грамоте в детском саду начинается с занятий по звуковой культуре речи, т. е. по формированию слухового внимания и фонематического слуха. Дети учатся различать на слух гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость, глухость и звонкость согласных, количество звуков и слогов в слове, выделять ударный слог, соотносить слышимое со схемой-моделью слова. Кроме того, детям дается общее представление о предложении, они учатся рисовать графические схемы простых предложений. В подготовительной группе закрепляется умение составлять предложения из 4 – 5 слов, а также небольшой рассказ из 5 – 6 предложений. Дети учатся изменять смысл предложений в зависимости от интонации и логического ударения.
Подготовка к обучению грамоте в детском саду поможет ребенку в дальнейшем в период обучения в начальной школе избежать ошибок при чтении и письме.