Аналитическая справка о результатах деятельности МБДОУ «Детский сад № 16 «Красная Шапочка» по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей - воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников,  на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспорта. Улицы города с потоком движущихся машин требуют от детей хорошей ориентировки, а ориентировка формируется в процессе практической деятельности. Быстрое развитие автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения выдвигает серьезную задачу – обеспечение безопасности движения детей. По статистике каждый десятый жертвой дорожно-транспортного происшествия становится ребенок. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо необычным, он попадает на улице в опасные ситуации, особенно в летний период. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику, так как ему приходится преодолевать путь от дома в школу и обратно. В предупреждении дорожно-транспортного происшествия с детьми важную роль играет работа ДОУ по разъяснению детям правил дорожного движения и привитию навыков дисциплинированного, культурного поведения на улицах и дорогах. Ведь ребенку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. «Программой воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой предусмотрено обучение детей правилам дорожного движения со второй младшей группы. В план работы воспитателей вошли такие формы работы с детьми по правилам дорожного движения, как экскурсии, наблюдения, беседы, рассматривание картин, чтение произведений, заучивание стихотворений, различные дидактические и сюжетно-ролевые игры. Воспитатели ДОУ в своей работе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, так же ориентируются на программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркиной, О.Л.Князевой, Н.Н.Авдеевой, а именно раздел «Ребенок на улицах города».

Организация работы с педагогами по предупреждению  ДДТТ

Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом. Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного движения проводится  соответствующая работа  с педагогическим коллективом. А в  целях повышения эффективности работы  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении  дополнительно осуществляется:

ü Систематически рассматриваются вопросы обеспечения безопасности всех участников воспитательно-образовательного процесса  на совещаниях педагогических работников;

ü  Устанавливаются сотрудничество детского сада с отделами ГИБДД, школой по обеспечению профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа  осуществляется в рамках всех областей: «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы» и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в  воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте. Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста (исходя из задач реализуемой программы), подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся педсоветы, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На педсоветах  обсуждаются вопросы совершенствования педагогического процесса, делается анализ дорожно-транспортного травматизма в республике, городе; обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения.

Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного  поведения на улицах города. Она реализуется путём решения нескольких задач:

·                   усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

·                   формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться  в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

·                   развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Она не выноситься в самостоятельный раздел, а входит во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.         Начиная со второй младшей группы в нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей с различными видами транспорта, воспитанию у детей умения вести себя на улице и проезжей части дороги. Чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения воспитатели ДОУ осуществляют связь между всеми областями программы. На занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, физкультурных, музыкальных и других видах деятельности уделяют внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. С правилами дорожного движения воспитатели ДОУ знакомят детей систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе. В младшей и средней группах во время целевых прогулок, на занятиях, в играх воспитатели направляют внимание детей на движение пешеходов, транспорта, называют цвета светофора, знакомят с улицей, со словами: «светофор», «тротуар», «пешеход», «переход», «машина». Они уточняют название частей автомобиля: кабина, колеса, двери и т.д. Полученные на прогулке знания воспитанниками закрепляются в процессе занятий: на аппликации - наклеивании светофора; на занятии по формированию элементарных математических представлений – учит различать левую и правую стороны; на конструировании – строительство улицы, дороги воспитатель сопровождает действия словом: «Это у нас будет тротуар, кто по нему будет ходить?». На физкультурных занятиях малышей учат двигаться в определенном направлении – вперед, назад. Проводят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Воробушки и автомобили», «Найди свой цвет». Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки. В старших и подготовительных к школе группах разрозненные сведения о правилах дорожного движения воспитатели связывают в последовательную и стройную систему представлений. Дети этих групп четко знают и практически используют имеющиеся знания правил дорожного движения на улице, знают дорожные знаки, знают о работе сотрудников ГИБДД. Воспитатели старших групп обыгрывают правила дорожного движения в различных играх. Все дети подготовительной к школе группы умеют практически переходить улицу, четко знают дорогу от дома до школы. Умение применять правила дорожного движения, воспитывается у детей на основе методической литературы имеющейся в ДОУ:

·        Т. А. Шорышко «Беседы по правилам дорожного движения с детьми 5-8 лет»;

·        Ф. С. Майорова «Изучаем дорожную азбуку»;

·        Вдовиченко Л. А. «Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения»»

·        «Три сигнала светофора»;

·        Ю. Д. Шелков «На зеленый свет»;

·        Я. Дубравин, Д. Запольский «Красный, желтый, зеленый»;

·        Э. Я. Спетаненкова, М. Ф. Филенко « Дошкольникам о правилах дорожного движения»

·        Дорожная Безопасность   1 класс;

·        Володарская В. Н., Мальцева Е. А. «По правилам дорожного движения» ( для дошкольников, 1-3 класс);

·        Чермашенцева О. В. «Основы безопасности дошкольников»

Воспитатели используют в своей работе имеющиеся в методическом кабинете  дидактические игры по правилам дорожного движения:

·        Город-транспорт

·        В путь дорогу

·        Город

·        Стойте-идите

·        Знаки на дорогах

·        Угадай какой знак

·        Составь знак

Имеются мультимедийные презентации:

·        Азбука безопасности на дорогах

·        В стране дорожных знаков

·        Помни ПДД везде, а иначе быть беде

В методическом кабинете собраны конспекты занятий, развлечений, проектов по обучению правилам дорожного движения детей из опыта работы:

1 младшая группа

·        «Малышок-грузовичок и его друзья»

·        «В гости в Светофорику»

   2 младшая группа

·        «Красный, желтый, зеленый»

·        «Улица полна неожиданностей»

·        «Вот моя улица, вот мой дом»

  Средняя группа

·        «Страшная история»

·        «История с хорошим концом»

·        «Изучаем правила дорожного движения»

·        «Один на улице»

Старшая группа

·        «Школа водителя»

·        «Конкурс мудрецов»

Подготовительная группа

·        «Транспорт»

·        «Путешествие в страну дорожных знаков»

·        «Поможем малышам узнать правила дорожного движения»

·        «Конкурс мудрецов»

В своей работе воспитатели используют имеющиеся в детском саду картины по правилам дорожного движения и иллюстрированные пособия. Используя художественную литературу, рассматривая с детьми картины, воспитатели ДОУ помнят и знают, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления.

В каждой группе ДОУ  созданы «уголки безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Материал пополняется и обновляется в течение всего учебного года. Дети самостоятельно играют в знакомые игры и рассматривают иллюстрации без вмешательства взрослых. Так же «уголок безопасности» оформлен и в  ДОУ, целью его является информирование не только детей ДОУ, но и их родителей о правилах дорожного движения и необходимости их соблюдения. Для улучшения работы с детьми воспитатели собственными руками изготовили макеты улиц с перекрестками, дорожными знаками, светофорами. В ДОУ  систематически 1 раз в месяц проводятся занятия с детьми по правилам дорожного движения в игровой форме. В течение года воспитатели знакомят детей с художественной литературой по правилам дорожного движения:

·        Дорохова А. «Зеленый, желтый, красный»; •

·        Жидков Б. «Что я видел, светофор»;

·         Северный А. «Три чудесных цвета»;

·         Клименко В. «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»;

·        Турутин С. «Для чего нужен светофор»;

·        Михалков С. «Моя улица», «Велосипедист»;

·        Маршак С. «Милиционер», «Мяч»;

·        Машины спешат на помощь;

·        Михалков «Дядя Степа».

 Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь нашего ДОУ с родителями. Воспитатели ведут большую работу по правилам дорожного движения с родителями, знакомят их с программными требованиями, привлекают к изготовлению материала для проведения занятий, игр, выполнению различных заданий с детьми. Для родителей оформлены стенды, тематические выставки детского рисунка, папки  передвижки, буклеты.( Консультации «Ваш ребенок ходит в детский сад», рекомендации для родителей младших дошкольников, рекомендации для родителей старших дошкольников, рекомендации по обучению детей ПДД)  Особое внимание в этом году ДОУ уделил просветительской работе с родителями,  связано это прежде всего с введением ФГТ, так как в модель образовательного процесса всей деятельности включается взаимодействия с родителями, а именно в вопросе обучения детей культуре поведения на дороге.
Широко в практике многих учреждений используется выпуск  газеты, буклетов, в которых предусмотрен вопрос профилактической работы с семьей.
С родителями в группах проводятся различные консультации по  правилам дорожного движения, в родительских уголках оформляются наглядно-информационные стенды, рекомендации на данную тематику. ДОУ совместно со школой № 9 проводили викторину: «Это нужно знать тебе и мне». В конце учебного года воспитателями всех возрастных групп ДОУ проводится изучение уровня усвоения детьми программного материала по правилам дорожного движения по специально разработанным критериям, что дает возможность выявить уровень усвоения материала детьми и наметить задачи работы с детьми в летний оздоровительный период. Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, воспитатели уверены, что знания и навыки движения по улице, полученные в ДОУ, служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице наших выпускников. Необходимо отметить, что воспитанники ДОУ приходят в школу с определенными навыками правильного поведения на улицах. Это отмечают и учителя школ. Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице.

Мониторинг уровня усвоения программного материала

Область «Безопасность»

 

Возрастные группы

Первые младшые (2-3 года)

Вторые младшые

Средние

Старшие

Подгот-ые

 

Безопасность

87%

84%

100%

100%

100%

В ДОУ собрано много разнообразного дидактического материала по обучению детей правилам дорожного движения. Воспитатели ищут новые современные формы работы с детьми по правилам дорожного движения, и это у них получается. Сами участвуют в профессиональных конкурсах «Зеленый огонек». В этом году в конкурсе приняло участие 8 педагогов ( Тимофеева Г.Л., Беляева Т.В., Горшкова Т.Д., Ильичева Т.А., Алексеева А.В., Захаркина Н.А., Сергеева Ю.Г., Айнетдтнова З.М.). Все они участвовали в разных номинациях: буклет по ПДД, мультимедийная презентация по ПДД, методическая разработка по ПДД, дидактическая игра по ПДД.

Оснащение методического кабинета по разделу
«Изучение правил дорожного движения»

В методическом кабинете  имеются в полном объёме следующие материалы:

  • Наглядные пособия.
  • Методическая и художественная литература.
  • Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспекты занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки
  • Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма.
  • перспективное тематическое планирование мероприятий по ПДД для  всех возрастных групп,
  • памятки, правила поведения, рекомендации, советы для родителей, для детей в картинках,
  • мультимедийная установка для презентаций по теме,
  • обучающие игровые мультимедийные пособия,
  • игры по правилам дорожного движения

На сайте дошкольного учреждения в педагогической копилке открыта страничка, посвященная изучению правил дорожного движения, где размещены консультации для родителей:

·        Легко ли научить ребенку правильно вести себя на дороге?

·        Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах.

·        Рекомендации для родителей

Материально-техническая база детского сада по разделу
«Изучение правил дорожного движения»

  • Разметка на асфальте на территории ДОУ.
  • Атрибуты для сюжетных игр в летнее время года.
  • Уголки безопасности дорожного движения в группах.
  • Информационные стенды для родителей.
  • Атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
  • Мини-город с дорожной разметкой для игр с машинками.

Наше дошкольное учреждение работает в тесном взаимодействии с инспекторами ГИБДД . Только в 2011-2012 учебном году каждый квартал проводились познавательные беседы, викторины, показ кинофильмов с участием сотрудника ГИБДД.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами

безопасного поведения на улице:

1. Игровая деятельность:

-подвижные игры;

-дидактические игры;

-настольно-печатные игры;

-сюжетно-ролевые игры;

-игры-драматизации и театрализованные игры;

-игровые практикумы на транспортной площадке.

2.Области  «Познание», «Безопасность», «Социализация».

2.1 Занятия (непосредственно-образовательная деятельность)

Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения может быть отведена часть занятия по любой области, интегрированное занятие с различными областями. На занятиях по области «Коммуникация» и «Познание» рекомендуется использовать различные методы и приёмы по знакомству с правилами безопасного поведения, с основными видами и характеристиками движения, причинами и способами их измерения:

-рассматривание картин и иллюстраций;

-составление описательных рассказов по картине;

-составление рассказов из личного опыта;

-разучивание стихотворений

-разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.

-решение проблемных задач и ситуаций

-слушание аудиозаписей песенок, сказок

-просмотр мультфильмов, слайдов.

На занятиях по продуктивным видам  деятельности целесообразно выполнять индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках-раскрасках;

В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал, при помощи которого можно построить дороги. Переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.

На занятиях по развитию элементарных математических представлений  создаются  условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара  надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); детей  учат пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки.

 2.2. Беседы, викторины.

Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:

·        «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?»

·        «Почему нельзя играть на тротуаре?»

·        «Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?»

·        «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?»

·        «Для кого предназначены дорожные знаки?»

·        «Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.

 

2.3. Игровые проекты: «Дорожная азбука», «Азбука пешехода».

Разрабатываются и проводятся с целью более «глубокого погружения» ребёнка в проблему и вовлечения в работу взрослых участников дорожного движения. В рамках проектов проводятся:

- охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад (туман)!», «Внимание дети!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в детский сад» и т.д.

- праздники, викторины;

- выпускаются сигнальные буклеты, газета;

-оформляются стенды;

- приглашаются работники ГИБДД.

3.   Области    «Художественное творчество», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»

3.1. Чтение художественной литературы.

Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны правила безопасного поведения на улице. В рамках художественно творческой  деятельности  организуются:

- конкурсы рисунков;

- выставки моделей, макетов;

- изготовление атрибутов к играм.

В рамках художественно-коммуникативной  деятельности проводятся:

- вечера загадок;

- викторины;

- конкурсы стихов и рассказов;

- развлечения, праздники;

В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является  эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.

Тематика праздников:

  • « Творческая мастерская «Город мастеров»;
  • « Спортивная эстафета
  • «Выставка рисунков «Мой  безопасный город»
  • КВН «Дорожная азбука»
  • Кукольный спектакль «Происшествие в лесу»

Наглядные пособия, оборудование и инвентарь в ДОУ и в группах.

1.Транспортная площадка:

  • разметка: две полосы движения, пешеходные переходы – «зебра», «островок безопасности», тротуары, перекрёсток,
  • действующий светофор,

-знаки дорожного движения для улицы,

-детский транспорт: велосипеды, самокаты, машины, коляски,

2. Наглядные пособия:

-наглядная агитация для родителей и детей: стенды, уголки в группах,

-макеты города, микрорайона, детского сада и близлежащих улиц с набором мелких игрушек,

 -знаки дорожного движения,

-фланелеграфы, магнитные доски, панно с набором схематических изображений предметов,

-плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации,

-светофоры, игрушки транспортные,

-конструкторы «Лего», металлические конструкторы, строительные наборы,

-раздаточный материал по теме,

-детская художественная литература,

-словесные, дидактические игры,

-настольно-печатные игры,

-подвижные игры и атрибуты к ним,

3. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов:

-жезлы, свистки, фуражки милиционера, нарукавники,

-игрушки  транспортные,

-флажки для перехода улицы,

-планшеты с перекрёстком,

-нагрудные изображения с различным видом транспорта. 

4. Дорожные знаки нагрудные и переносные:

- «Пешеходный переход»                                 

 - «Телефон»

  -«Пункт медицинской помощи»           

- «Круговое движение»                                   

   - «Пункт питания»

 - «Движение направо (налево)

- «Осторожно - дети!»                                        

- «Движение на велосипеде»

- «Движение пешехода разрешено»

   - «Движение прямо»

Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения в дошкольном учреждении может быть создана комната «Вежливого пешехода», где проводятся игровые занятия.